понедельник, 28 сентября 2020 г.

Электрозаводская железнодорожная ветка

Электрозаводская железнодорожная ветка - подъездной путь Московского электролампового завода от путепровода у станции Черкизово Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) и заканчивается на территории Московского электролампового завода (МЭЛЗ). 

Ветка очень старая, строилась она в середине 20-х годов XX века. Любопытно, что хотя Малое кольцо обслуживалось тепловозами, Электрозаводская ветка была снабжена контактной подвеской, похожей на трамвайную, по ветке до 1986 года ходили электровозы. В 1986 случилась авария с двумя электровозами, подвижной состав был изрядно изношен, было решено демонтировать контактную сеть, сейчас ее следов практически нет. Ветку стали обслуживать тепловозы. После развала СССР ветка быстро пришла в упадок, объем движения по ней сократился. 

В 2020 году считается самой длинной железнодорожной веткой внутри МК МЖД, не относящейся к РЖД. Длина ветки невелика - порядка 4 км. Когда то она изобиловала ответвлениями к заводам Хапиловской промзоны и заводам на берегу Яузы, но затем почти все эти ответвления были заброшены. 

Источник фото: https://ru-railway.livejournal.com/2084387.html  (по ссылке есть фото заброшенной станции)  

Ниже фотографии того, как выглядит в сентябре 2020 года фрагмент ветки от МЖД до пересечения Измайловского вала и Преображенского вала. 

1. Начавшись от станции Черкизовская, Электрозаводская ветка идет вдоль МК МЖД (фото этого фрагмента и еще много фото ветки 2013 года можно посмотреть здесь), проходит под автомобильным мостом, которым завершается Большая Черкизовская улица и поворачивает направо через Окружной проезд, проходя между строением по адресу Окружной пр.5, стр.1 и Центром технологического управления сетями ПАО Объединенная энергетическая компания (Окружной пр.6, стр. 6). От этого переезда остались недействующие светофоры и шлагбаум, противовес которого частично утоплен в асфальт. 


На заднем плане - гостиница Измайлово

2. Бело-синяя будка - пост дежурного по переезду Электрозаводской железнодорожной ветки. В 2013 году будка была иной, наглухо закрытой, но без ограждения вокруг. 


3. Разумеется, это не те пути, которые строились в конце 20-х годов. Ветку не раз ремонтировали. Сейчас в основном она построена с использованием бетонных шпал, лишь местами встречаются деревянные. Пути собирали "быстрым способом", из готовых модулей шпал и рельс в несколько метров длиной. 


4. Здание с бело-рыжим фасадом - это Центр технологического управления сетями ПАО "Объединенная энергетическая компания". Введен в эксплуатацию 3 мая 2012 года. Что было здесь ранее - не припомню. 


5. Когда-то здесь было путевое развитие, рельсы еще и сейчас можно заметить утопленными в земле.
Слева строение по адресу Окружной пр., 6А. Построено в 1955 году, одноэтажное кирпичное строение площадью 763 кв.м. Чаще всего в 2020 году упоминается как склад сети салонов "Кухни-стенки", впрочем, встречаются и упоминания о Торговой компании "Зов-Мебель" (мебельной фабрике), "Кухни и фасады", УК "Профиль-Фасады-Мебель".  


6. Слева здание по адресу Окружной проезд 6, строение 1. 1972 года постройки, одноэтажное. В 2020 году в нем числится ООО Пластмир (пластмассовые и пластиковые изделия, тара, упаковочные материалы), а также склад ООО Мерх Тим (магазин посуды, посуда оптом). 


7. Вышка сотовой связи


8. Здесь пути уходят чуть правее, чтобы затем взять левее. Еще лет 7 назад растительность образовывала здесь живописный зеленый туннель, но по состоянию на 2020 году ее изрядно проредили, отодвинули от рельсом, от зеленого туннеля ничего не осталось. Стал виден весь тот мусор, который раньше зелень успешно прятала. 

Слева видны фасады склада Хлебозавода ОАО Черкизово. В 1977 году я работал здесь на летней школьной практике - мы с одноклассниками ремонтировали деревянные поддоны для хлеба. С собой приносили термосы с чаем и что-нибудь для бутербродов, вкусный горячий хлеб только что с конвейера на территории можно было есть без ограничений. 


9.  Обычно на заборах вдоль Электрозаводской ветки в нулевые и десятые годы XXI века можно было встретить много граффити, но в сентябре 2020 года рисунков было немного.


10. Справа - одна из достопримечательностей ветки - голубятня. Она существует здесь не первое десятилетие. Некоторым везет встреть здесь хозяина, по отзывам - доброго человека. По левую руку начинаются гаражные кооперативы, местечко, которое ранее пользовалось не лучшей славой. 

11. Справа производственно-технический центр Эталон (Москва). Двухэтажное производственное здание, построенное в 1980 году. Здесь занимаются ремонтом измерительных приборов. Ближе к концу 70-х, я работал здесь на школьной летней практике, но в другом здании - центр Эталон занимал тогда несколько зданий, главным из которых было построенное в 1974 году здание по адресу Большая Черкизовская ул., 24А, строение 1. 


12. Пешеходный переход через путь. Под точкой съемки проходит подземный коллектор речки Серебрянки, приходящей из Измайловского парка. В детстве, в 60-е и в начале 70-х я ходил с отцом вдоль нее к Серебряному пруду в Измайлово. Речка в советское время была, да и сейчас остается грязной, ее запах до сих пор можно ощущать на поверхности, где есть люки. Попахивает чуть ли не хлороформом - не из больницы ли стоки (ГКБ 36 им. Иноземцева) ? 

Коллектор Серебрянки проходит здесь под железной дорогой, чтобы через пару сотен метров соединиться под землей с другим подземным коллектором в котором бежит речка Сосенка. Вместе они дают начало реки Хапиловка, левому, крупнейшему притоку Яузы. Именно ее изгибы сформировали изгибы Электрозаводской ветки на всем дальнейшем ее протяжении. 


13. Направо уходит Хапиловский проезд, названный по имени реки Хапиловки, которая была полностью упрятана в подземный коллектор в середине 70-х годов XX века. 

Название Хапиловский проезд появилось сравнительно недавно, вероятно, где-то в 2009 году. Собственной нумерации строений не имеет, прилегающие к нему дома имеют в адресе ул. Большая Черкизовская. За белой бетонной стеной - опять же гаражи. 
Еще до 70-х здесь был деревянный мостик через Серебрянку (правда, чаще ее называли Вонючкой) из-за специфического запаха загаженной промышленными стоками воды. 


14. Налево уходит Борисовская улица, первый дом справа - Борисовская ул., 37. Одна из очень тихих московских улочек. 


15. А мы продолжаем движение в сторону Электролампового завода. Справа тянутся гаражи. Слева кенотаф школьника Д.А. Ерёмина, который многие принимают за могилу из-за его оформления - памятный камень с фотографией, оградка. Останков в ней, конечно, нет. Дмитрию было 13 лет, когда его здесь в 2000 году избили, а затем и убили подростки с Преображенки.
 
ю 

16. Пешеходный переход через ветку. Налево по лесенке - выход на Мироновскую улицу. Если свернуть направо, можно вскоре выйти к 1-й Пугачевской улице. Здесь, буквально в нескольких метрах от ветки под землей находится стык двух подземных коллекторов - реки Сосенки и реки Серебрянки. Течение здесь приличное, я еще успел застать здесь деревянный мостик под которым довольно быстро бежала начинавшаяся отсюда Хапиловка. Течение было столь интенсивным, что запускаемая с моста на суровой нитке лодочка быстро зачерпывала воды, шла ко дну и ее приходилось вытаскивать. С другой стороны моста была заводь с менее интенсивным течением и здесь иногда появлялся плот, сколачиваемый кем-то из досок, на нем можно было переправится через реку, ширина которой достигала по весне метров десяти. 
Дно Хапиловки было весьма илистым, никогда не слышал, чтобы в ней хоть кто-то водился. В Серебрянку сбрасывалось что-то изрядно неприятное. 


17. А наш путь продолжается. Справа очередной забор - за ним территория Владения 35 по ул. Ибрагимова, где нашли себе пристанище различные арендаторы. Слева - склады и теорритория мясоперерабатывающего предприятия Вегус. 


18. По пути не попадается практически ничего интересного. А ведь я рассчитывал найти новые симпатичные граффити. В 70-е годы и позднее здесь можно было найти россыпи технического стекла, свозили сюда и кинескопы, которые шли в переплавку. 


19. Все же новые рисунки находятся. Why not, - вопрошает собака. И в самом деле.. 


20. "Элементарно, Бифан". 


Не так уж и элементарно. То ли это Шерлок такой, с непростым составом в трубочке. То ли идет какая-то отсылка к Бифану, чудесной птице из китайской мифологии. Впрочем, внешне все же больше похоже на Шерлока под веществами. 

21. Удивительно, но временами попадаются эндемники совершенно шикарной полевой растительности. Вот такая она разная, Москва. 


22.  Слева сооружение по адресу Мироновская ул. 33, стр.16, справа - офисно-складской корпус Евразия. 


23. Слева - Московский машиностроительный завод "Маяк". Корпус выкрашен в удивительный цвет. Раньше к нему отходил подъездной путь, но теперь его следов нет. 


24. Здесь, справа, находилась единственная станция на ветке - грузовая станция Мочальская (по ул. Мочальской, ныне - ул. Ибрагимова). При удачном стечении обстоятельств в конце 60-х здесь можно было легко набрать связку тонкостенных стеклянных трубочек различного диаметра. 


25. В этом месте ветка пересекается с ул. Ибрагимова. Автодвижение активное, автомобили почему-то не уступают нам дорогу, хотя мы движемся по путям, а они его переезжают. Конечно же никакие светофоры не действуют. 


26. Впереди заметно ответвление, уходящее в заросли. 


27.  


28.


29.



30. Много колючей проволоки и электроники за забором справа. Какие-то космические дела. 



31. 


32. Прилегающие пейзажи (слева)


33.Справа


34. Слева



35. - это единое "полотно", не получилось снять целиком. 



36. 



37. 



38. 



39. Ответвление от бывшей Семеновской мануфактуры. 



40. Вот так выглядит этот отвод в направлении к Черкизово. 



41.  Переезд Электрозаводской ветки на пересечении с Измайловским валом. Здесь путь пересекается с трамвайными путями, с которых даже была возможность заезда на ветку, что позволяло ремонтным трамваям ездить на МЭЛЗ для возобновления запаса запчастей. Были здесь и светофоры, и шлагбаумы, и пост дежурного по переезду. На 2020 практически ничего не сохранилось. 


Здесь ветка шла параллельно реке Хапиловка, слева от нее. Река в этом месте и далее за Измайловским валом образовывала большой Хапиловский пруд. Пруд в несколько приемов осушили, убрали в начале 70-х (в 1974 году?) низкий и шаткий деревянный мост, который всякий раз изрядно дрожал, когда по нему проезжал трамвай. Трамваи, кстати, начали ходить по Измайловскому и Преображенскому валам примерно в то же время, когда сооружалась ветка - в 20-е годы. 

Несколько ретро-снимков (не моих)

Переезд через Измайловский вал. Как раз видно, как электровоз пересекает улицу. 


Автор: Александр Шанин, 1986. Источник фото: https://pastvu.com/p/22980  


Деревянный мост над Хапиловкой и Хапиловским прудом в месте пересечения Преображенского вала (уходит влево) и Измайловского вала (уходит вправо). 1958-1959 годы. Источник: https://pastvu.com/p/52036 

Берега - это дно спущенного пруда, поэтому они такие топкие. После осушения пруда на его месте образовалось болото, по которому все еще бежала Хапиловка. Болото постепенно высыхало несколько десятилетий, затем, в конце 70-х спрятали в подземный коллектор и реку.


Источник фото: https://pastvu.com/p/52843 
Так выглядел Хапиловский пруд со стороны Измайловского вала, если смотреть на Преображенский монастырь. Примерно 1958-1959 годы. Выглядит идиллически, но на деле из-за загаженности Хапиловки промышленными стоками запах там царил... специфический. 
А ведь когда-то Хапиловский пруд был весьма немалым, протяженным и красивым. Сейчас на месте, показанном на снимке, автобусный парк и очистные сооружения. 

Периодически возникали идеи восстановления пруда, доходило до решений и генпланов, но всякий раз экономическая ситуация не позволяла это сделать. 


Вот такие электровозы здесь ходили до 1986 года. 

И видео поездки по ветке 2008 года. 


Еще об Электрозаводской ветке

https://ru-railway.livejournal.com/2084387.html 
https://rajon-pride.livejournal.com/8934.html 
https://pastvu.com/p/27633 

Комментариев нет:

Отправить комментарий