Страницы

четверг, 18 июня 2020 г.

Кюменьгородская крепость, 1790-1799

На троне Екатерина, а с 1796 года Павел. Править ему недолго, всего до 1801 года.

Хотя в августе 1790 года был заключен мир с Швецией, с учетом явно враждебного отношения к России короля Густава III, которого поддерживал лондонский кабинет, находившийся, как и Пруссия, на грани разрыва отношений с Россией, никто не ожидал, что тишина может продлиться сколько то долго. Густав III требовал от Екатерины II выплат обещанных ему ранее субсидий, угрожая в случае задержек, возобновить военные действия в Финляндии.

В Русской Финляндии тогда действовало шесть крепостей: Выборгская, Фридрихсгамская (Хамина), Давыдовская (около Киви-Ярви, недалеко от Фридрихсгама), Вильманстрандская (Лаппеенранта), Нейшлотская (шв. Олафсборг, в 2020 году Савонлинна) и Кексгольмская (фин. Кякисалми, в 2020 году - Приозерск). К концу 1792 года эти крепости были капитально отремонтированы и, кроме того, были построены новые, сравнительно сильные укрепления: Роченсальм, Кюмень-Город и другие крепости (Озерная, Утти, Ликола).

Для защиты финляндских шхер со стороны Швеции близ устьев пограничной реки Кюмени основан город Роченсальм (по-фински Ruotsinsalmi, что означает "Шведский пролив"), при котором учрежден главный в Финляндии порт для русского гребного флота. [21, источники


На первой стадии работ (1790-1796) были построены большие форты: "Екатерина", "Елизавета" и "Слава". Крепость была пополнена редутами и батареями, находящимися на разных островах. На самом высоком месте острова Котка был построен высокий маяк, в западной части - морской госпиталь. В бухте Сапоканлахти спроектировали док.

Первоначально работы по сооружению Роченсальма и укреплений на юге острова шли под руководством адмирала русского флота - немецкого принца Нассау-Зигена Карла Хайнриха, затем работу продолжил французский полковник Жан Август Прево де Люмпен. В роли строителей выступали все, кого удавалось привлечь к работам: солдаты российской армии, крепостные, арестанты, пленные поляки и добровольцы (вольные люди). Финских крестьян привлекали трудиться в крепости на условиях поденной работы. [33, источники]

Карта крепости Роченсальм (Котка), 1795 г. Иллюстрация из книги "Суворовская линия - цепь крепостей Старой Финляндии", музей А. В. Суворова, источник: [49, источники]

Строительство в период с 1791 по 1795 годы в Роченсельме и Кюмень-городе шло по распоряжению Екатерины II, считавшей необходимым соорудить третий оборонительный пояс для защиты Санкт-Петербурга. За работами приглядывал Александр Суворов, в тот период генерал, который то ли из-за размолвки с Потемкиным, то ли "для укрепления рубежей" был откомандирован на север России для инспекции приграничных местностей. Места были ему знакомы, ранее в 1773 году Александр Суворов уже инспектировал крепости Русской Финляндии, по его предложению была, в частности, возведена Давыдовская крепость на Верхней Выборгской дороге (в 2020 году - Тааветти).

В 1791 году после посещения каждой крепости Суворов посылал в Санкт-Петербург подробные докладные о состоянии укреплений, гарнизонов, а также с расчетами исправлений, которые следует осуществить. По итогам этих инспекций появился "План оборонительных мероприятий в Финляндии на случай войны со Швецией". 25 июня 1791 года императрица рескриптом повелела Суворову "полагаемые вами укрепления построить под ведением вашим".

Осуществление проекта "Суворовская линия" заняло более 10 лет. Примечательно, что Суворов, строя оборонительные сооружения, был существенно ограничен в казенных средствах. С целью экономии пришлось активно использовались местные ресурсы. Для этого были разведаны залежи хорошей глины и известняка, организована инженерная команда для добычи камня (взрывами летом рвали скальную породу), построены в непосредственной близости от сооружаемых укреплений кирпичные заводы для изготовления кирпича-сырца, был рационализирован обжиг извести и т. п. [19, источники]. 

Основной рабочей силой в крае были части подчиненной Суворову Финляндской дивизии (около 6 тысяч человек), мастера, доставленные из внутренних губерний России и каторжники - пленные повстанцы-поляки. В оценке количества поляков источники расходятся - от сотни до полутысячи). [49, источники]. "Поляки в числе почти полтысячи человек использовались в качестве рабочей силы на строительстве крепости, более трехсот из них умерли на этом строительстве". [50, источники]. 

Сравнительно быстро, в период с 1791 по 1792 годы на севере острова Ховинсаари был выстроен небольшой дерево-земляной форт Кюменьгород в виде симметричного бастионного укрепления. Остров Ховинсаари образован притоками Langinkoskihaara (на западе) и Huminhaara (на востоке). Есть изображение этого проекта.


Суворовский Кюменьгородский форт, вид со стороны Ahvenkosken равелина, то есть с запада, на заднем плане видны здания Куменкартано и продовольственные хранилища крепости. [52, источники]

А вот так "суворовская версия" крепости выглядит на карте. Форт прикрывал прибрежную старую Выборгскую дорогу, ведущую в Хамину и Выборг. Сильнейшим фронтом, равелином Ahvenkosken треугольной формы он обращен на запад, к мосту через левый приток реки -  Лангинхаару. Правый рукав именовался Huumanhaara. 

Суворовский форт, 1792, [52, источники]

Слева и справа, симметрично от форта, были также два бастиона из натурального камня, соединенные между собой прямой стеной.. 


Суворовский форт, 1792   [52, источники

Примерный диаметр форта - около 100 саженей (213 метров). Это бастион "звездного типа", окружавший небольшой гарнизонный городок, с казармами - в основном деревянными одноэтажными. Форт был окружен рвом и низкими передовыми укреплениями.
Была также построена дорога к Роченсальмской морской крепости. [52, источники

Постройки форта это, в основном деревянные здания, большинство которых сосредоточены в северной части форта. В юго-восточной части форта было также кирпичное сооружение, пороховой погреб. И если деревянные постройки совсем вскоре были снесены в ходе дальнейших работ, то пороховой погреб просуществовал до 1870-х город. 

Если смотреть на план форта, то длинное здание в северно-западной части - это военная казарма, а небольшое здание южнее - караульня. К востоку от казармы располагались постройки, предназначенные для офицерского состава. Другие строения - это здания артиллерийских хранилищ. 

Идея Кюменьгородской крепости - прикрывать Роченсальмскую морскую крепость на юге от возможных нападений с севера или с северо-запада. Особо нападений отсюда не ожидали, более опасным считалось направление с моря, которое обороняла Роченсальмская крепость.  

"Кюмень-город прилежит Роченсальму; сия гавань никем не командуема и едва победима, берет в тыл купно с Ревелем противные флоты, коих десант, никогда не знатный, всюду бьют и топят сухопутные войски", писал Александр Суворов в своей докладной записке "Мнение о плане оборонительных и наступательных действий в Финляндии в случае войны с Швецией, 1792 год". [17, источники]

Кто еще, кроме Суворова, упоминается в связи с Роченсальмом и Кюмень-городом?

  • Ян Питер ван Сухтелен, голландец, по его приказу в период с 1802 началась замена суворовского форта куда более мощной крепостью, которая сохранилась и до настоящего времени. 
  • Фабиан Штейнхейл, эстонец, один из офицеров крепости, активный ее строитель. [52, источники]
  • Жан Прео де Лумиан, француз, подполковник (конструктор) [52, источники]
  • Адмирал Жан Франко Прево де Саус, маркиз Траверсийский (конструктор) [52, источники
  • Sebastian le Preste du Vaubanin (Себастьян ле Прест дю Вобан)  [52источники
  • Лео Шрайтерфельдт - непосредственно руководил строительными работами генерал-лейтенант по инженерному делу . [52, источники
  • Богдан Андреевич Гермес. В 1791 году Богдан Андреевич произведен в майоры с назначением командиром бомбардирского батальона и послан на канонерских лодках в Роченсальм для заложения крепости. [24, источники]
  • Симанский Александр Лукич.  В 1791 году Симанский Александр Лукич (1752-1810), тогда капитан 1-го ранга, служит дежурным при Суворове в Роченсальме. (В 1792 году он будет исполнять должность командующего гребным флотом). [29, источники]
Летом 1794 года Роченсальмский порт приведен был в оборонительное положение. [21, источники]

При военном порте поднимался гарнизон со своими казармами и хозяйственными постройками. При гарнизоне развивалось городское общество. Здания были маленькие, деревянные и одноэтажные. Их торцовые стены выходили на улицу. Максимальная численность общества была более 10.000 жителей, из которых гражданские люди - около 1.000. В число гражданского населения входили семьи солдат, купцы, ремесленники, трудящиеся и так далее. [33, источники]

Практически с самого начала своей истории Роченсальм использовался не только как порт, док и морская крепость, но и в качестве тюрьмы.

5 января 1798 года из находившихся в Роченсальском порте трех морских батальонов Балтийского гребного флота: генерал-майора Болотникова, полковника Демидова и подполковника Бушена, сформирован гарнизонный имени генерал-майора Болотникова полк. По повелению императора Павла 1, вновь сформированный полк был отнесен к числу сухопутных войск, но в его военную специализацию была внесена обязанность, при постоянном нахождении в портах, умение действовать по-морскому и на гребных судах. [25, источники]

18 марта 1798 года Иван Иванович Полетаев произведен в генерал-майоры с назначением командовать гарнизонными артиллерийскими ротами в Роченсальме. Там он прослужит несколько месяцев и 10 сентября 1799 года будет отставлен указом Павла I. [27, источники]. В Московском отделении архива главного штаба по архиву #27, хранится книга формулярных списков шести артиллерийских Роченсальмских гарнизонных рот. [27, источники]

Считается, что Павел I не считал необходимым поддерживать крепости Выборгской губернии.

Небольшой, но любопытный факт: 29 июня 1790 года у залива Кюмень в морском бою со шведами пленен Аврам (Абрам) Боратынский, отец поэта Евгения Боратынского. Сын его, 30 годами позднее, будет служить в тех же местах, в Роченсальме и Кюмень-городе. Подробнее об это истории: >>

В период с 1795 по 1799 год, вероятно, ведется проектирование нового варианта Кюменьгородской крепости в ведомстве ван-Сухделена. Этот инженер, составляя проекты крепостей Сиротск, Ути и Кюмень-город, использует полигональный (капонирный) фронт - очень передовую технологию, которая получит массовое распространение еще только через 40-50 лет. В проекте Кюмень-города линия огня изломана наружу. Капонир отделен от главного вала и имеет утолщенную голову, за главным валом, внутри ограды против капонира размещена оригинальная казематированная постройка, служащая для фланкирования военной улицы. По капиталям исходящих углов расположены дугообразные батереи, напоминающие оборону исходящих углов равелина у Шасслю. В составлении проекта крепости "Кюмень-город" принимал участие инженер Опперман. [36, источники]

Начало, 1700-1789 (назад)
Продолжение, 1800-1809 (вперед)
Оглавление 

Комментариев нет:

Отправить комментарий